03.04.2023
Группа 501
Учебная практика УП.01 Эксплуатация и техническое обслуживание С\Х машин и оборудования
Тема занятия:: Комплектование и подготовка пахотного агрегата к работе
Подготовка пахотных агрегатов к работе
Подготовка пахотного агрегата к работе включает:
- подготовку трактора к работе;
- подготовку плуга к работе;
- предварительную настройку агрегата
Пахотные агрегаты готовят и регулируют (тракторист и мастер наладчик) на бригадном дворе перед выездом в поле на специальной площадке с твердым покрытием. Контроль за правильностью подготовки осуществляет бригадир.
Подготовка трактора к работе
Специальная подготовка трактора включает:
- наладку навески
- расстановку колес и регулировку давления воздуха в шинах (для колесных тракторов)
Наладка механизмов навески
Механизм навески трактора может работать по двухточеной и трёхточечной схемам. Тракторы класса 14, 20, 50 кН работают по трёхточечной схеме навески, а тяговых классов 30 и 40 кН – по двухточеной и трёхточечной схемам.
Двухточечная схема навески позволяет навесить плуг не только центрально, но и со смещением в сторону. Трактор может поворачиваться на угол в 20° относительно орудия, заглубленного в почву, благодаря шарнирному соединению трактора и навесного орудия в вертикальной плоскости.
Трёхточечная схема жестко соединяет механизм навески и орудие с трактором, что обеспечивает более устойчивое движение плуга.
Для тракторов класса 30, 40, 50 кН стык шарниров устанавливают в соответствии с таблицей 3 для предотвращения разрушения стенки борозды.
Таблица 3. Величина смещения механизма навески трактора вправо от его середины, мм
Трактор | Ширина колеи, мм | Количество корпусов плуга | Величина смещения, мм |
К-701, К-700, К-700А Т-4 Т-150 Т-150К ДТ-75 Т-74 | 2115 1384 1435 1680 1860 1330 1435 | 7…9 5 4 5 4 4…6 4…6 5 4 5 4 | 0 60 120 60 120 150 180 60 120 60 120 |
Большое значение имеет положение раскосов относительно головок подъемных рычагов. Оно должно отвечать требованиям таблицы 4.
Длина раскоса влияет на равномерность хода плуга по глубине и на необходимый просвет переднего корпуса плуга в транспортном положении.
Таблица 4. Расположение раскосов относительно подъемных рычагов механизма навески тракторов
Трактор | Величина смещения механизма навески трактора вправо от его середины, мм | Положение раскосов относительно головок подъемных рычагов |
ДТ-75М Т-74 Т-150 Т-150К | 0 60 120 0 60 0,60 60,120 120 0,60 60,120 120,150 | Оба слева Левый справа, правый слева Оба справа Оба слева Левый справа, правый слева Оба слева Левый справа, правый слева Оба справа Оба слева Левый справа, правый слева Оба справа |
Тракторы класса 50 кН. Для работы с навесными, полунавесными плугами снимают прицепную скобу и гидрофицированный буксирный крюк. Устанавливают центральную тягу 5 (рис. 28) механизма навески трактора длиной 1200…1250 мм, а вертикальные раскосы – 1080 мм; палец 1, соединяющий наружный 2 и внутренний 3 стаканы вертикальных раскосов, в круглые отверстия стаканов. Регулируют горизонтальные раскосы так, чтобы задние шарниры нижних продольных тяг перемещались в поперечной плоскости на 150…200 мм. При навешивании плуга ПН-8-35 пальцы вертикальных раскосов устанавливают так, чтобы они проходили через нижние отверстия наружных и продольных прорезей труб вертикальных раскосов. Длина левого раскоса должна быть такой, чтобы шарниры нижних тяг находились на одном уровне.
Рис. 28. Механизм навески трактора типа К-700: 1 - палец; 2- наружный стакан; 3 - внутренний стакан; 4 – нижняя тяга; 5 - центральная тяга |
Тракторы класса 30 и 40 кН.
Подготовка тракторов ДТ-75 и Т-74 к работе сводится к установке механизма навески трактора к навешиванию плуга. Механизм навески трактора должен быть установлен по двухточечной схеме (рис. 29).
Рис. 29. Настройка навески трактора ДТ-75 по двухточечной схеме: 1 - цепь; 2 и 9 - продольные тяги; 3 - рычаги; 4 - гидроцилиндр; 5 - втулка; 6 - ось; 7 - верхняя тяга; 8 и 11 - рычаги подъема; 10 - рычаг штока |
Для этого втулку 5 закрепляют на нижней оси 6 так, чтобы она была смещена на 140 мм вправо от продольной плоскости симметрии трактора. На оси имеется лыска для закрепления втулки.
Втулки нижних продольных тяг 2 и 9 отделяют от боковых шарниров и прикрепляют к скобе втулки 5. Передние концы ограничительных цепей 1 соединяют с втулками бугелей трактора, а задние - со скобами нижних продольных тяг.
Втулку цапфы верхней регулируемой тяги 7 навески устанавливают на верхнем валу так, чтобы она находилась в одной вертикальной плоскости с втулкой 5.
В этом положении втулку закрепляют упорами на верхнем валу и присоединяют к ней вилку верхней тяги навески.
Правый и левый вертикальные рычаги 3 (раскосы) устанавливают справа от рычагов 8 подъема. Болт, соединяющий рычаг 10 штока с рычагом 11 подъема, вынимают, чтобы обеспечить свободное соединение механизма навески с гидроцилиндром 4.
Длина левого раскоса должна составлять 640…670 мм при работе с четырехкорпусным плугом и 720…770 мм с пяти-, шестикорпусным.
В отличие от тракторов ДТ-75 и Т-74 механизм навески тракторов Т-150 и Т-150К имеет не одну центральную головку для обеих тяг, а две 9 (рис. 30) – по одной для каждой тяги 4. При наладке механизма навески по двухточечной схеме сводят вместе нижние продольные тяги 4 и фиксируют с обеих сторон упорами 8.
Длину левого раскоса устанавливают равной 720…770 мм.
Рис. 30. Механизм навески трактора Т-150К, налаженный по двухточечной схеме: 1 – подъемный (правый) рычаг; 2 – верхняя тяга; 3 – правый раскос; 4 – нижняя тяга; 5 – левый раскос; 6 – ограничительная цепь; 7 – нижняя ось; 8 – упор; 9 – головка; 10 – подъемный (левый) рычаг; 11 – рычаг штока; 12 – палец; 13 – верхняя ось; 14 – отверстие; 15 – вал рычагов; 16 – фиксатор верхней тяги |
При работе с полунавесными плугами, заднее колесо которых управляется гидроцилиндром, выкручивают пробку, закрывающую нагнетательную магистраль, из основного гидроцилиндра и вместо неё ввертывают штуцер, к которому присоединяют шланг с запорной муфтой. Чтобы выдержать при движении пахотного агрегата необходимое расстояние от правого колеса (гусеницы) до стенки борозды, устанавливают положение стыка шарниров продольных тяг согласно таблице 4.
При необходимости настройки механизма навески по трехточечной схеме (например при работе с чизельными плугами) нижние тяги устанавливают соответственно на правую и левую боковые головки нижней оси, увеличивают длину блокировочных цепей, используя дополнительные звенья, которые при двухточечной схеме свободно висят на стремянках.
Тракторы класса 14 кН. Если трактор работает с навесными машинами, то снимают скобу прицепного устройства 19 (рис. 31), а затем устанавливают задние концы продольных тяг 4 и закрепляют их. Максимально удлиняют регулировочные стяжки 17 и до отказа завертывают регулировочные болты 7 в кронштейнах стяжек.
Рис. 31. Механизм навески тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82: 1 — шкворень; 2 — удлинитель; 3 — болт; 4 —продольная тяга; 5 — ограничительная цепь; 6 — кронштейн; 7 — регулировочный болт; 8 — левый раскос; 9 и 13 — наружные рычаги; 10 — поворотный вал; 11 — поворотный рычаг; 12 — кронштейн крепления центральной тяги; 14 — правый раскос; 15 — центральная тяга; 16 — рукоятка; 17 — стяжка; 18— проушина; 19 — поперечина с прицепной вилкой |
Вилки раскосов механизма навески соединяют с продольными тягами с помощью болтов 3 (жестко) через круглые отверстия, а не через прорези, чтобы во время вспашки не было неравномерностей из-за свободного перемещения продольных тяг в вертикальной плоскости.
Длину левого раскоса 8 вращением стяжки устанавливают равной 515 мм.
Подготовка плуга к работе включает:
- проверку комплектности, правильности сборки и оценку технического состояния;
- установку на плуге рабочих органов;
- настройку плуга на заданную глубину вспашки;
- проведение технического ухода.
Проверку правильности сборки выполняют на ровной площадке. Полевые обрезы лемехов и отвалов у корпусов должны находиться в одной вертикальной плоскости и выступать за поверхность стойки на 5...8 мм. Выступание отвалов за лемеха в сторону непаханого поля не допускается.
Головки болтов, крепящих лемехи и отвалы предплужников и корпусов, должны быть заподлицо с рабочей поверхностью. Стык лемеха с отвалом должен быть плотным, допускается щель не более 2 мм. Превышение отвала над лемехом не допускается.
Консоль дискового ножа должна поворачиваться на стойке на угол 20°, а нож свободно, без заеданий вращаться на оси.
Лезвия лемехов у всех корпусов должны быть параллельны, а носки и пятки лемехов - лежать на параллельных прямых. Проверку проводят натягиванием шпагата от лемеха первого корпуса до лемеха последнего корпуса. Отклонение носков и пяток лемехов от шпагата допускается не более 5 мм.
Установка рабочих органов на плуге сводится к расстановке предплужников и дискового ножа (рис. 1). Стойки 1 предплужников закрепляют на раме 2 плуга так, чтобы пласты почвы с корпусов 3 свободно проходили в промежутки между предплужниками и корпусами. Расстояние между носками лемехов предплужника 4 и лемехов корпусов 5 по ходу должно быть 25...30 см при ширине захвата корпуса 35 см и 35...40 см у плугов с шириной захвата корпуса 40 см.
Рис. 1 Установка предплужника и ножа на раме плуга:
1 – стойка предплужника; 2 – рама плуга; 3 – корпус; 4 – лемех предплужника; 5 – лемех корпуса; 6 – дисковый нож
Полевой обрез предплужника должен лежать в плоскости полевого обреза корпуса; допускается отклонение в сторону поля до 15 мм. Если глубина хода предплужника 10 см, то лезвие лемеха предплужника 4 должно быть выше лезвия лемеха корпуса 5 на величину, зависящую от глубины пахоты. Например, при глубине вспашки 25 см она составит 15 см, при 30 см - 20 см.
Дисковый нож 6 устанавливают впереди предплужника так, чтобы его плоскость была вынесена в поле от полевого обреза корпуса на 1...3 см, а от полевого обреза предплужника - на 1 см. Центр диска располагают над носком лемеха предплужника, или на 3...5 см впереди него, а нижнюю точку лезвия - на 2...3 см ниже его носка.
Подготовка трактора заключается в проверке его исправности, проведении ежесменного технического обслуживания и настройке механизма навески.
Для работы с плугом механизм навески трактора ДТ-75М настраивается на двухточечную схему (рис. 2). Для этого втулку 5 закрепляют на нижней оси со смещением на 140 мм вправо от продольной оси симметрии трактора. Вилки нижних тяг 2 и 9 отсоединяют от боковых шарниров и прикрепляют к скобе втулки 5, Передние концы ограничительных цепей 10 соединяют с вилками бугелей трактора, а задние со скобами нижних продольных тяг.
Рис. 2. Навеска трактора ДТ-75, собранная по двухточечной схеме:
1 – стяжка цепей; 2, 9 – продольные тяги; 3 – раскосы; 4 – гидроцилиндр; 5 – втулка; 6 – ось; 7 – верхняя тяга; 8 – рычаг подъема; 10 – цепь.
Втулку цапфы верхней тяги 7 навески устанавливают на валу так, чтобы она находилась с одной вертикальной плоскости с втулкой 5, и закрепляют упорами.
Правый и левый вертикальные раскосы 3 устанавливают с внешней стороны от рычагов подъема 8.
Для навешивания плуга трактор ДТ-75М подают к нему задним ходом так, чтобы шаровые шарниры нижних тяг навески можно было надеть на пальцы подвески плуга и застопорить быстросъемными штырями. Затем соединяют верхнюю тягу с вилкой рычага подвески плуга и стопорят. Правым раскосом 3 регулируют горизонтальность рамы плуга в поперечной плоскости. Длина левого раскоса должна быть постоянной и составлять 720...770 мм. Положение рамы плуга в продольной плоскости регулируют изменением длины
верхней тяги навески.
Длину ограничительных цепей регулируют так, чтобы концы нижних тяг 2 и 9 имели боковое качание не более 20 мм в обе стороне. При вспашке ограничительные цепи ослабляют.
Настройка плуга на заданную глубину вспашки проводится так. Плуг агрегатируют с трактором, выезжают на ровную площадку, трактор колесами или гусеницами заезжает на прокладки, высота которых должна соответствовать заданной глубине вспашки, уменьшенной на глубину погружения колеса в почву (1...2см) и переводят плуг в рабочее положение (рис. 3). Под пятки лемехов корпусов подкладывают дощечки толщиной 10 мм, а под опорное колесо (колеса) ставят подкладки, высота которых меньше заданной глубины вспашки на 2...3 см. Задние колеса полунавесных плугов должны опираться при этом на площадку. Изменяя длину верхней тяги навески трактора и правого раскоса, устанавливают раму плуга параллельно площадке. Вращая винты механизмов опорных колес опускают колеса до соприкосновения с прокладками и затягивают стопорные болты для предотвращения смещения колес при работе. Окончательно глубину вспашки устанавливают в поле.
Рис. 3. Настройка плуга на заданную глубину вспашки
Подготовка поля заключается в осмотре участка и устранении помех, выборе направления пахоты и способа движения агрегата, разбивке участка на загоны, разметке поворотных полос и провешивании линии первого прохода агрегата.
Обычно пахоту проводят вдоль участка. На склонах, с целью уменьшения смыва почвы, пашут поперек склона.
Для прокладки первых борозд и опашки границ поворотных полос первые проходы агрегата необходимо выполнять припашкой всвал за три прохода или вразвал за четыре прохода агрегата.
Плуг для первого прохода припашки всвал устанавливают так, чтобы первый корпус скользил по поверхности поля или пахал на 1/3 заданной глубины, а последний пахал на заданную глубину (это достигается укорачиванием правого раскоса навески трактора). Второй проход выполняется так, чтобы все корпуса пахали на заданную глубину, при этом первый корпус должен идти по следу предпоследнего корпуса. Третий проход выполняют, как и при обычной пахоте.
Для первого и второго проходов при припашке вразвал плуг регулируют так, чтобы первый корпус скользил по поверхности поля, а последний был заглублен на половину заданной глубины пахоты (это достигается укорачиванием правого раскоса и опусканием опорного колеса). После этого все корпуса устанавливают на заданную глубину вспашки и выполняют третий и четвертый проходы, направляя первый корпус по следу предпоследнего корпуса. При этом засыпается развалъная борозда и образуется небольшой свальный гребень.
При вспашке трактор ДТ-75М ведут так, чтобы расстояние от обреза правой гусеницы до стенки борозды было 10...15 см. При работе пахотного агрегата золотник распределителя масла должен быть установлен в "плавающее" положение.
Для запашки разъемных борозд плуг регулируют так, чтобы первый корпус пахал на заданную глубину или на 5...6 см глубже и шел рядом с открытой бороздой, а задний скользил по поверхности поля (это достигается укорачиванием верхней тяги механизма навески трактора и подъемом опорного колеса плуга).
Комментарии
Отправить комментарий